Головна » Статті » Урок » Компетентнісно зорієнтований урок

Личностно – ориентированный урок

Личностно – ориентированный   урок, в отличии от урока традиционного, изменяет:

  1. Тип взаимодействия «Учитель – Ученик», от командного стиля к сотрудничеству.
  2. Ориентацию учителя в ходе урока на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика.
  3. Позицию ученика: от прилежного исполнения к активному творчеству.
  4. Мышление учащихся – рефлексивное, то есть, нацеленное на результат.
  5. Характер складывающихся на уроке отношений.

Главное в том, что учитель не только даёт знания, но и создаёт оптимальные условия для развития личности учащихся через его учебно-познавательную деятельность.

 

 

 Урок функциональный

(традиционная технология)

Урок развивающий

(личностно-ориентированный)

Целеполагание

Урок преследует цель – вооружить твёрдыми знаниями, умениями и навыками, в ходе которых развитие личности является следствием этого процесса и понимается, чаще всего, как развитие психических процессов: внимания, мышления, памяти. Дети работают во время опроса, потом «отдыхают», дома зубрят, либо ничего не делают.

Цель- развитие ребёнка. Создание таких условий, чтобы на каждом уроке сформировалась учебная деятельность, превращающая ребёнка в субъекта, заинтересованного в учении, саморазвитии. Любая грань знаний – результат его собственной деятельности. Ребёнок работает весь урок. На уроке постоянный диалог: учитель – ученик!

Деятельность учителя

Показывает, объясняет, раскрывает, диктует, требует, доказывает, упражняет, проверяет, оценивает.
Она направлена на вооружение ЗУН(ами) уч-ся.
Центральная фигура – Учитель.
Развитие ребёнка – абстрактное, попутное!

Учитель – организатор учебной деятельности, в которой ученик, опираясь на совместные наработки, ведёт самостоятельный поиск. Учитель объясняет, показывает, напоминает, намекает, подводит к проблеме, иногда сознательно ошибается, советует, совещается, предотвращает. Центральная фигура – Ученик! Учитель же, специально создаёт ситуацию успеха, сопереживает, поощряет, вселяет уверенность, систематизирует, заинтересовывает, формирует мотивы учения: побуждает, воодушевляет и закрепляет авторитет ученика.
Деятельность ученика

 Ученик – объект обучения, на которого направлено воздействие учителя. Работает один учитель – дети нередко занимаются посторонними делами.
Знания, умения и навыки они получают за счёт психических возможностей (памяти, внимания…), а чаще нажима учителя, зубрёжки, скандала в семье. Такие знания быстро улетучиваются.

Ученик является субъектом деятельности учителя.
Это – учащийся ребёнок! Деятельность идёт не от учителя, а от ребёнка. Используется методы проблемно-поисковые и проектного обучения, развивающего характера.

Учитель – ученик

Субъектно – объектные отношения.
Учитель требует, заставляет, грозит контрольными и экзаменами.
Ученик приспосабливается к каждому учителю, лавирует, отлынивает, иногда даже учит.
Ученик – лицо второстепенное.

Субъектно – субъектные отношения.
Работая со всем классом, учитель фактически организует работу каждого, создавая условия для развития личностных возможностей ребёнка,
включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения.

 

Наблюдение за  результативностью личностно-ориентированного урока.

 Программа наблюдения ЛО урока:

  1. Постановка целей перед учащимися с учётом особенностей класса.
  2. Методы, приёмы и средства их достижения.
  3. Оценка деятельности учителя и учащихся на уроке.
  4. Уровень достижения целевых задач на ЛО уроке.

 Дидактическое и целевое содержание урока :

  1. Материал урока соответствует по сложности избранному типу урока.
  2. Формулировка цели урока совпадает с его содержательной реализацией.
  3. Учителем подобран оптимальный объём материала для достижения цели урока.

 Ход урока:

  1. Перед учащимися ставится цель урока.
  2. Учитываются потребности, склонности и возможности детей в определении цели урока.
  3. Представлена ли возможность учащимся соотнести цели урока с содержанием учения.
  4. Обеспечивается ли понимание учащимися места данного урока в изучаемой теме.
  5. Предоставляется ли учащимся внести изменения в планирование работы на уроке.
  6. Чёткая логика построения урока, обоснованное соотношение частей урока.
  7. Выбранный тип урока соответствует поставленной цели.
  8. Насколько продумано чередование видов работы, типов заданий для снижения утомляемости.
  9. Как наглядность урока учитывает специфику восприятия учащихся.
  10. Учитель использует разные источники информации.
  11. В ходе урока реализуются возможности учебного кабинета.
  12. Задания учащимся предлагаются на выбор.
  13. Задания предлагаются учащимся репродуктивного характера, частично-поискового, исследовательского и творческого плана.
  14. На уроке используется формы обучения: монологическая, диалогическая, полилогическая.
  15. Учитель формулирует вопросы так, чтобы выявить субъектный опыт ученика по теме.
  16. Учитель поддерживает наиболее правильные версии учащихся.
  17. Версии ответов, решений используются при изучении нового материала.
  18. Учитель умеет обобщить и систематизировать субъектный опыт учеников при изучении темы.
  19. На уроке у учащихся формируются навыки: самоконтроля и самоанализа.
  20. Домашнее задание имеет оптимальный объём.
  21. При определении домашнего задания даёт рекомендации, инструктаж.
  22. Для некоторых учащихся даётся индивидуальное домашнее задание.
  23. Домашнее задание ученикам предлагается по выбору, по форме или по содержанию.
  24. Обсуждении итогов урока по уровню и характеру деятельности учеников.

Характер педагогического общения на уроке.

  1. Учитель уважительно и внимательно выслушивает каждого ученика.
  2. Используется ли учителем ситуация успеха, одобрения, поддержки, поощрения.
  3. Учитель обращается к ученикам только по имени, беседа строится на равных.
  4. Во время обучения ответы учащихся поддерживаются учителем.
  5. Оценка процесса выполнения учебного задания.
  6. При выставлении оценки учитывается не только правильность, но и самостоятельность, оригинальность ответа учащихся.
Категорія: Компетентнісно зорієнтований урок | Додав: umni4ka (23.02.2016)
Переглядів: 786 | Теги: компетентнісно-орієнтований урок, Компетентність, урок, личностно-ориентированный урок | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]