Личностно – ориентированный урок, в отличии от урока традиционного, изменяет:
- Тип взаимодействия «Учитель – Ученик», от командного стиля к сотрудничеству.
- Ориентацию учителя в ходе урока на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика.
- Позицию ученика: от прилежного исполнения к активному творчеству.
- Мышление учащихся – рефлексивное, то есть, нацеленное на результат.
- Характер складывающихся на уроке отношений.
Главное в том, что учитель не только даёт знания, но и создаёт оптимальные условия для развития личности учащихся через его учебно-познавательную деятельность.
|
Урок функциональный
(традиционная технология)
|
Урок развивающий
(личностно-ориентированный)
|
Целеполагание |
Урок преследует цель – вооружить твёрдыми знаниями, умениями и навыками, в ходе которых развитие личности является следствием этого процесса и понимается, чаще всего, как развитие психических процессов: внимания, мышления, памяти. Дети работают во время опроса, потом «отдыхают», дома зубрят, либо ничего не делают.
|
Цель- развитие ребёнка. Создание таких условий, чтобы на каждом уроке сформировалась учебная деятельность, превращающая ребёнка в субъекта, заинтересованного в учении, саморазвитии. Любая грань знаний – результат его собственной деятельности. Ребёнок работает весь урок. На уроке постоянный диалог: учитель – ученик!
|
Деятельность учителя |
Показывает, объясняет, раскрывает, диктует, требует, доказывает, упражняет, проверяет, оценивает.
Она направлена на вооружение ЗУН(ами) уч-ся.
Центральная фигура – Учитель.
Развитие ребёнка – абстрактное, попутное!
|
Учитель – организатор учебной деятельности, в которой ученик, опираясь на совместные наработки, ведёт самостоятельный поиск. Учитель объясняет, показывает, напоминает, намекает, подводит к проблеме, иногда сознательно ошибается, советует, совещается, предотвращает. Центральная фигура – Ученик! Учитель же, специально создаёт ситуацию успеха, сопереживает, поощряет, вселяет уверенность, систематизирует, заинтересовывает, формирует мотивы учения: побуждает, воодушевляет и закрепляет авторитет ученика. |
Деятельность ученика |
Ученик – объект обучения, на которого направлено воздействие учителя. Работает один учитель – дети нередко занимаются посторонними делами.
Знания, умения и навыки они получают за счёт психических возможностей (памяти, внимания…), а чаще нажима учителя, зубрёжки, скандала в семье. Такие знания быстро улетучиваются.
|
Ученик является субъектом деятельности учителя.
Это – учащийся ребёнок! Деятельность идёт не от учителя, а от ребёнка. Используется методы проблемно-поисковые и проектного обучения, развивающего характера.
|
Учитель – ученик |
Субъектно – объектные отношения.
Учитель требует, заставляет, грозит контрольными и экзаменами.
Ученик приспосабливается к каждому учителю, лавирует, отлынивает, иногда даже учит.
Ученик – лицо второстепенное.
|
Субъектно – субъектные отношения.
Работая со всем классом, учитель фактически организует работу каждого, создавая условия для развития личностных возможностей ребёнка,
включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения.
|
Наблюдение за результативностью личностно-ориентированного урока.
Программа наблюдения ЛО урока:
- Постановка целей перед учащимися с учётом особенностей класса.
- Методы, приёмы и средства их достижения.
- Оценка деятельности учителя и учащихся на уроке.
- Уровень достижения целевых задач на ЛО уроке.
Дидактическое и целевое содержание урока :
- Материал урока соответствует по сложности избранному типу урока.
- Формулировка цели урока совпадает с его содержательной реализацией.
- Учителем подобран оптимальный объём материала для достижения цели урока.
Ход урока:
- Перед учащимися ставится цель урока.
- Учитываются потребности, склонности и возможности детей в определении цели урока.
- Представлена ли возможность учащимся соотнести цели урока с содержанием учения.
- Обеспечивается ли понимание учащимися места данного урока в изучаемой теме.
- Предоставляется ли учащимся внести изменения в планирование работы на уроке.
- Чёткая логика построения урока, обоснованное соотношение частей урока.
- Выбранный тип урока соответствует поставленной цели.
- Насколько продумано чередование видов работы, типов заданий для снижения утомляемости.
- Как наглядность урока учитывает специфику восприятия учащихся.
- Учитель использует разные источники информации.
- В ходе урока реализуются возможности учебного кабинета.
- Задания учащимся предлагаются на выбор.
- Задания предлагаются учащимся репродуктивного характера, частично-поискового, исследовательского и творческого плана.
- На уроке используется формы обучения: монологическая, диалогическая, полилогическая.
- Учитель формулирует вопросы так, чтобы выявить субъектный опыт ученика по теме.
- Учитель поддерживает наиболее правильные версии учащихся.
- Версии ответов, решений используются при изучении нового материала.
- Учитель умеет обобщить и систематизировать субъектный опыт учеников при изучении темы.
- На уроке у учащихся формируются навыки: самоконтроля и самоанализа.
- Домашнее задание имеет оптимальный объём.
- При определении домашнего задания даёт рекомендации, инструктаж.
- Для некоторых учащихся даётся индивидуальное домашнее задание.
- Домашнее задание ученикам предлагается по выбору, по форме или по содержанию.
- Обсуждении итогов урока по уровню и характеру деятельности учеников.
Характер педагогического общения на уроке.
- Учитель уважительно и внимательно выслушивает каждого ученика.
- Используется ли учителем ситуация успеха, одобрения, поддержки, поощрения.
- Учитель обращается к ученикам только по имени, беседа строится на равных.
- Во время обучения ответы учащихся поддерживаются учителем.
- Оценка процесса выполнения учебного задания.
- При выставлении оценки учитывается не только правильность, но и самостоятельность, оригинальность ответа учащихся.
|